Занятие с учителями

Занятие с учителями и классными руководителями первых классов

«Особенности адаптации первоклассников

к школьной жизни»

 

Цель: повышение уровня осведомленности учителей 1-х классов в вопросах протекания адаптационных процессов первоклассников.

Задачи:

- Раскрыть содержание понятия "адаптация";

- Рассмотреть психофизиологические особенности шестилетних первоклассников;

- Определить наиболее частые причины школьной дезадаптации.

Структура занятия:

1.         Введение 5 мин.

2.         «Мозговой штурм» 5 мин.

3.         Информационное сообщение "Особенности протекания адаптационного периода шестилетних первоклассников" 10 мин.

4.         Работа в группах "Портрет шестилетнего первоклассника" 10 мин.

5.         Информационное сообщение "Уровни адаптации первоклассников" 10 мин.

6.         Подведение итогов занятия 10 мин.

 

1. Введение

У первоклассника появляются как новые права, так и новые обязанности. Процесс адаптации тесно связан с тем, насколько ребенок способен соответствовать новым требованиям.

Прием в школу - серьезное испытание для шестилетних детей: новое окружение, нужно приспособиться к новым требованиям - внимательно слушать и уметь отвечать на вопросы учителя, сидеть за партой в незнакомой комнате и всячески бороться с такими естественными желаниями, как встать и побегать, поиграть, повеселиться во время урока, а еще поднять руку, если хочешь что-то спросить и т.д. Если всех этих требований ребенок придерживается и все у него идет хорошо, он радостный восторженный, верит в свои силы. Если же нет - интерес к учебе быстро исчезает, успехов нет, а следовательно, чему же тогда радоваться маленькому школьнику и его родителям?

Эффективность процесса адаптации во многом определяет успешность в учебе, сохранение физического и психического здоровья ребенка.

Как же обеспечить благополучное вхождение детей в новую для них атмосферу деятельности? Как смягчить возможные стрессы школьного обучения, возникающие у шестилеток?

 

2. Упражнение "Адаптация"

Цель: выяснить суть понятий "адаптация к школьной жизни" и "дезадаптация" относительно шестилетних первоклассников.

Ход выполнения упражнения: выполняется упражнение по методике "Мозговой штурм" ответы участников фиксируются на доске

Что является причиной необходимости адаптации? (Изменение среды)

Комментарий психолога:

Понятие "психическая адаптация" - это процесс взаимодействия личности со средой, при котором личность должна учитывать особенности среды и активно влиять на нее, чтобы обеспечить удовлетворение своих основных потребностей.

Дезадаптация - это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка в школу в форме нарушения в обучении и поведении, конфликтных отношений, психосоматических заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в развитии личности.

 

3. Информационное сообщение "Особенности протекания адаптационного периода у шестилетних первоклассников"

Адаптация - привыкание, приспособление.

После поступления в школу происходит изменение социальной позиции ребенка, что влечет ломку стереотипов поведения и взаимодействия с окружающими, необходимость освоения новых требований, предъявляемых родителями и учителями. Все дети проходят период адаптации. Этот период продолжается в среднем 10-18 дней до года. Сопровождается ростом внутреннего напряжения, повышением уровня тревожности и снижением самооценки, которые стабилизируются, если школьная адаптация проходит нормально.

Первые четыре недели пребывания в школе - это период острой адаптации. Успешность адаптации к школе определяет успешность учебной деятельности, сохранения физического и психического здоровья учащихся.

 

4. Работа в группах "Портрет шестилетнего первоклассника"

Цель: рассмотреть психофизиологические особенности шестилетних первоклассников.

Ход выполнения упражнения:

Участники объединяются в группы по цвету (жребий), каждая группа получает лист бумаги с перечнем психофизиологических особенностей. (Часть от общего списка) Через пять минут после группового обсуждения участники сообщают, какие особенности помогут успешно адаптироваться первокласснику, а какие будут осложнять адаптацию. По результатам обсуждения заполняется схема.

 

Те, что помогут успешно адаптироваться к школьной жизни  /   Те, что усложнят адаптацию к школьной жизни

 

 

Возрастные психофизиологические особенности шестилетних первоклассников

1. Продолжается рост и формирование костей и мышц

2. Нервная система недостаточно окрепла

3. Легко переутомляется от систематических нервных и психологических нагрузок

4. Быстро устает от однообразной работы, от выполнения серии монотонных движений

5. Есть потребность в игровой деятельности

6. Учебная деятельность еще не является ведущей

7. Недостаточно сформирован механизм регуляции деятельности, которая опирается на социальные нормы, строгие требования

8. Ребенок стремится к самоутверждению в таких видах деятельности, которые подлежат общественной оценке и охватывают сферы жизни, ранее недоступные.

9. Мотивация имеет игровой характер, и вместе с тем тесно связана со стремлением быть похожим на взрослых.

10. Мотивами к учению могут быть мотивы личных постижений, желание сохранить хорошие отношения в семье

11. Учебные мотивы еще не устойчивы, поддерживаются благодаря усилиям учителя

12. Уменьшается импульсивность эмоциональных проявлений, эмоции становятся более управляемыми и осознаваемыми

13. Есть трудности с произвольной регуляцией поведения

14. Самооценка недифференцированна, представляет собой обобщенное эмоциональное впечатление о себе как о "хорошем" или "плохом", успешном или неуспешном ученике.

15. Поведение неустойчиво, зависит от эмоционального состояния.

16. Ребенок еще не умеет отделять оценивания конкретного результата или поступка от оценки личности.

17. Умение адекватно оценивать себя и других еще не развито, детям бывает трудно оценить критерии оценки педагога.

18. Преобладает наглядно-образное мышление, логическая форма мышления хотя и доступна, но еще нетипична, нехарактерна.

19. Внимание неустойчиво, дети ещё не способны долго сосредоточиваться на одном предмете, легко отвлекаются, переключаются.

20. Возникают первичные формы произвольного внимания, ребенок способен подчинять свое внимание требованиям учителя.

21. Специфика внимания такая, что ребенок способен продуктивно заниматься одним делом не более 10-15 минут.

22. Воображение не только репродуктивное, но и творческое.

23. Память не потеряла еще непроизвольного характера, но ребёнок уже овладевает приемами произвольного запоминания.

24. Начинаются развиваться компоненты волевого действия

25. Индивидуальные особенности школьника.

 

5. Информационное сообщение "Уровни адаптации первоклассников"

Адаптационные уровни:

1. Высокий уровень адаптации - первоклассник положительно относится к школе, ее правилам и требованиям. Учебный материал усваивает легко. Глубоко и полно овладевает программным материалом, решает усложненные задачи, вежлив, внимательно выслушивает указания и объяснения учителя. Поручения выполняет охотно и добросовестно, без внешнего контроля. Проявляет высокую заинтересованность к самостоятельной работе, готовится ко всем урокам. Имеет в классе положительный статус.

2. Средний уровень - первоклассник положительно относится к школе, посещение уроков не вызывает отрицательных переживаний. Понимает учебный материал, когда учитель объясняет его довольно подробно и наглядно. Усваивает основное содержание программы по всем предметам, самостоятельно решает типовые задачи. Сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний учителя, вместе с тем требует контроля со стороны учителя. Сосредоточенным бывает только тогда, когда делает что-то интересное для себя. Почти всегда готовится к урокам и выполняет домашние задания. Поручения выполняет добросовестно. Дружит со многими одноклассниками.

3. Низкий уровень - первоклассник отрицательно или безразлично относится к школе. Часто жалуется на нездоровье, плохое самочувствие, у него преобладает подавленное настроение. Наблюдаются нарушения дисциплины. Материал, который объясняет учитель, усваивает фрагментарно. Самостоятельная работа с учебником вызывает трудности, при выполнении самостоятельных заданий не проявляет к ним интереса. К урокам готовится нерегулярно, требует контроля, систематических напоминаний и побуждений как со стороны учителя, так и со стороны родителей. Может сохранять работоспособность и внимание при наличии длительных пауз для отдыха. Для понимания нового материала и решения задач по образцу требует значительной помощи учителя и родителей. Поручения выполняет под контролем и без особой охоты. Пассивный, близких друзей не имеет, знает имена и фамилии только части одноклассников.

 

 

Признаки успешной адаптации первоклассника к школе

•          Пребывание в спокойном, уравновешенном состоянии;

•          На уроках сдержаны и внимательны;

•          На переменах оживленные и подвижные;

•          Проявляют интерес к новым людям, как взрослым, так и сверстникам;

•          С интересом осматривают интерьер школы, изучают расположение помещений;

•          Наблюдают за старшеклассниками;

•          Через неделю уже хорошо ориентируются в школе, демонстрируют свою осведомленность родителям;

•          Хорошо понимают и с готовностью выполняют требования учителя

•          Негативная оценка воспринимается достаточно адекватно;

•          Активные на уроках, сами отвечают и задают вопросы;

•          Заводят знакомства с учащимися других классов;

•          Успешно усваивают учебный материал.

 

 

Признаки дезадаптации ребенка к школе:

•          Трудности в обучении до стойкой неуспеваемости;

•          Нарушения в отношениях с одноклассниками, родителями, учителями;

•          Нежелание ходить в школу;

•          Соматические проявления: головная боль, нарушение сна, боли в животе, нарушение аппетита, подавленное настроение, повышенная утомляемость;

•          Эмоциональные нарушения;

•          Снижение общительности, эмоциональной устойчивости, самоконтроля, социальной смелости и повышенные показатели эмоциональной возбудимости, тревожности, недостатка внимания на уроке, неспособности к длительному сосредоточению, замыкание в себе.

 

 

 

 

Причины дезадаптации:

1. Особенности методов воспитания в семье:

•          Завышенные ожидания относительно учебной успеваемости ребенка, любая неудача воспринимается неадекватно

•          Разговоры о недостатках школы или учителя вместо акцентирования на приятных моментах

•          Частые конфликты по поводу обучения ребенка, после чего все, что связано со школой, теряет привлекательность

•          Равнодушное отношение родителей к учебе

2. Нарушения в системе отношений в школе:

•          Некорректное отношение учителя к ученику

•          Нарушение отношений с одноклассниками

•          Объективная критика недостатков ученика со стороны учителя.

3. Индивидуальные особенности психического развития ребенка

•          несформированность мотивации к учению

•          невысокий интеллектуальный потенциал

•          задержка психического развития

•          гиперактивность

•          трудности в волевой регуляции поведения, внимания, учебной деятельности

•          чувствительность к неблагоприятным воздействиям окружающей среды

•          завышенная самооценка и уровень притязаний ребенка или родителей

•          повышенная чувствительность нервной системы

•          повышенный уровень тревожности

•          агрессивность, замкнутость

•          инертность нервных процессов

•          хронические заболевания, ослабление организма

•          отсутствие подготовки к школе

 

6. Подведение итогов занятия

Участникам предлагается выразить свои впечатления от занятия, отметить, что нового и полезного они узнали. Какую дополнительную информацию хотелось бы получить.

 

 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ЗАНЯТИЮ -->> СКАЧАТЬ

Обновления в разделе "Родителям"

Обновления в разделе "Родителям"

Новые полезные статьи

Добавлены новые материалы в разделы для родителей и учителей

Новая статья в разделе для учителей

Добавлены новые материалы для учителей

Новые материалы

Добавлены новые полезные статьи в разделе для родителей

Повышение квалификации

Повышение квалификации