«Неделя первоклассника»
Выступление педагога-психолога на собрании родителей будущих первоклассников
Тема: Радости и трудности поступления в школу. Советы родителям будущих первоклассников.
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
Венгер Л.А
Долгожданное первое сентября уже не за горами, и Ваш малыш совсем скоро шагнёт в новую жизнь. Это ли не праздник! Безусловно, это невероятно важное событие в жизни каждой семьи. Но, увы, как любой важный период он часто сопровождается множеством вопросов, сомнений и даже возможных трудностей. Что это за трудности, и можно ли их избежать?
Следует отметить, что, пожалуй, в жизни ребенка нет больше ни одного момента, когда бы так резко и кардинально менялась его жизнь, как при поступлении его в школу. Между дошкольным детством и началом школьной жизни пролегает гигантская пропасть, и в один миг ее не одолеть, даже если малыш посещал детский сад, подготовительные курсы. Начало школьной жизни – серьезное испытание для детей, так как оно связано с резким изменением всего образа жизни ребенка. Он должен привыкнуть
- к новому взрослому, к коллективу;
- к новым требованиям;
- к повседневным обязанностям.
Некоторые дети оказываются не готовы к таким изменениям в их жизни. Большинство истоков возможных школьных сложностей и неприятностей нередко скрываются в дошкольном детстве. Родители ребенка до 6 -7 - летнего возраста не так часто обращают внимания на развитие малыша, не уделяют внимания особенностям его общения с окружающими взрослыми и сверстниками, на наличие или отсутствие желания учиться, не обучают ребенка управлять своими эмоциями, поступками, подчиняться требованиям с первого раза. В результате чего у детей оказываются не сформированы важные компоненты школьной готовности.
Традиционно выделяются три аспекта школьной готовности:
- интеллектуальный
- эмоциональный
- социальный
Многие родители больше внимания уделяют именно интеллектуальному аспекту, считая его наиболее важным. Из подобной ситуации следует утомительное и чаще всего бесполезное, даже вредное «натаскивание» ребёнка по различным показателям, умению читать и писать. Я бы рекомендовала избегать подобного пути, обращая внимания на не менее, а может и более важные факторы, эмоциональный и социальный аспект готовности. Ребёнок должен в первую очередь хотеть учиться, узнавать новое.
Не стоит отчаиваться, если что-то ещё пока развито недостаточно, ещё есть время наверстать упущенное.
Вот несколько простых, но очень полезных советов:
1) Не отмахивайтесь от вопросов ребёнка
Любознательность, любопытство - это извечные и неискоренимые свойства человека. Где нет любознательности - нет школы. Мышление начинается там, где у ученика появляется потребность ответить на вопрос. Вызвать эту потребность - это и значит поставить цель умственного труда. К 5 годам дети становятся "почемучками". Наша задача - помочь им приводить в определенную систему получаемые сведения об окружающем, сделать восприятие того или иного предмета или явления более полным, осмысленным, предоставить возможность логически мыслить, обобщать. Вот почему не всегда полезен готовый исчерпывающий ответ: ваши объяснения должны заставлять детей вдумываться, напрягать мысль. Например, озадачить ребенка вопросом на вопрос: а как ты думаешь почему? Как ты узнал? Маленький "почемучка" должен сам добраться до истины. Однако, ставя ребенка перед необходимостью самостоятельно мыслить, важно учитывать имеющийся у ребенка опыт и знания.
2) Не стремитесь сделать из ребёнка «всезнайку»
Пятилетнего Гришу "зачитывают" все новыми и новыми книгами. Родители с гордостью говорят:
- Все перечитали. Даже в библиотеке ничего нового не находим.
Поспешность сделать из ребенка "начитанного всезнайку" неоправданна. Обычно в таких случаях ребенку читают все подряд, не сообразуясь с его возрастом и возможностью правильно воспринимать весь объем сведений. Ребенок не усваивает содержание книг осмысленно. Это приводит к переутомлению, неусидчивости, неумению сосредоточиваться, проявлять устойчивый интерес к содержанию прочитанного. Нет необходимости каждый раз ребенку читать или рассказывать что-то новое. Маленькие дети глубже усваивают уже однажды прочитанные книги; встречаясь с ними, как со старыми знакомыми, они стараются "подсказать" рассказчику, что будет дальше, поправляют, если рассказчик допустил неточность. Здесь маленький слушатель проявляет высокую активность.
3) Развивайте и совершенствуйте мышление и речь ребёнка
У детей старшего дошкольного возраста полезно развивать способности придумывать небольшие рассказы по сюжетным картинкам, с целью совершенствования форм монологической речи. Детей нужно учить отвечать на вопросы, точно и полно выражая свои мысли, пользуясь разными типами предложений (краткими, распространенными, сложноподчиненными). Решению этих задач помогают подобные занятия.
Очень полезно задание придумывать конец рассказа. Оно опирается на детский интерес и потому является особенно эффективным средством заставить ребенка думать, фантазировать, логически мыслить. Оно побуждает дошкольника к активности.
4) Хвалите ребёнка правильно
Если ребенок постоянно слышит похвалу, то постепенно привыкает к тому, что все дается ему легко и просто, усилия и старания не нужны. И тогда может произойти, что у ребенка не сформировано серьезное отношение к занятиям, что у него образовался неправильный навык держать ручку, что у него нет усидчивости, терпения, настойчивости. О таком ребенке иногда говорят: "неспособный". А оказывается, дело в другом: вовремя не выработаны у будущего первоклассника навыки учебной деятельности.
Важно следить, чтобы ребенок всегда доводил любую работу до конца. И здесь немаловажную роль играет ваше отношение, ваша требовательность к делам ребенка. Если он видит, что вы серьезно относитесь к его делам, то у него повышается ответственность к их выполнению. Хвалить можно лишь за старания, за приложенные усилия, за преодоление трудностей. Объективная оценка результатов деятельности ребенка помогает ему проявлять усилия, вырабатывает правильное отношение к занятию как к серьезному делу.
5) Учите ребёнка планировать свою деятельность
Еще в дошкольные годы ребенок должен усвоить: любая деятельность - игра, труд, занятие - требует определенной подготовки. Поэтому важно предусмотреть, что, например, потребуется для рисования или лепки, для игры или труда, где и как лучше сесть, есть ли под рукой все необходимое, как лучше расположить материалы и пособия, нужные для занятия. Всему этому нужно учить ребенка, напоминать, чтобы он не начинал заниматься до тех пор, пока не убедится, что у него все необходимое приготовлено. И конечно, проследить, как он сам выглядит, в порядке ли у него костюм, вымыты ли руки. Подготовка к предстоящей деятельности одновременно настраивает ребенка на серьезный трудовой лад, создает в нем желание выполнить работу; уже сама подготовка как бы программирует его деятельность.
При выполнении этих простых правил Вы дадите ребёнку те самые палочки-выручалочки, которые впоследствии помогут ему гораздо быстрее привыкнуть к новой для него социальной роли, позволят выполнять школьные задания эффективно и с минимальными физическими и психологическими затратами для него, научат правильно организовывать свою деятельность, сформируют познавательную мотивацию.
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - тик ток накрутка