Выступление на педсовете.

Совместно с Тимаковой О.Л. и Тищенко Д.В.

 


Коммуникативная компетентность учителя.

Коммуникация (общение)  — процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Когда говорят о коммуникации, имеют в виду, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, чувствами, установками и прочим. Процесс коммуникации есть обмен информацией. Но это не простое движение информации. Информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается.

   Чтобы сделать этот процесс более эффективным, необходимо обладать определенными умениями, которые и определяют коммуникативную компетентность. Коммуникативная компетентность педагога — профессионально значимое, личностное качество, формирующееся в процессе саморазвития.

   Коммуникативный процесс в школе имеет несколько направлений общения субъектов учебно-воспитательного процесса.

   Общение «дети – учитель»

                      «учитель – родитель»

                      «дети – дети»

                     «дети – родители»

                     «учитель-администрация» и т.д.

 Главное направление педагогического общения – это, конечно,  цепочка  «дети – учитель».  Достаточно долгое время в педагогике единственно правильным считалось авторитарное общение учителя с учениками, где учитель был всегда прав, он излагал непогрешимые истины, а детям оставалось слушать  и запоминать.  Многие из нас учились по учебникам, которые были построены по этому принципу, не допускали сомнений и не предполагали размышлений. В них требовалось заучивать правила и применять их на практике.

   Новые стандарты признают  активную  роль  учащегося в учении, что  приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия ученика с учителем.  Учение более не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а выступает как сотрудничество — совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем.

Развитие любой компетентности, в том числе и коммуникативной, предполагает активное взаимодействие педагога с учащимся, высокий уровень общей  и коммуникативной культуры педагога, применение особых форм и методов обучения.

По мнению ряда психологов  о коммуникативной культуре личности можно говорить как о системе качеств, включающей:

   1. Творческое мышление;
   2. Культуру речевого действия;
   3. Культуру самонастройки на общение и регуляции своего состояния;
   4. Культуру жестов и пластики движений;
   5. Культуру восприятия коммуникативных действий партнёра по общению;
   6. Культуру эмоций.

   7. умение рефлексировать (анализировать ситуацию, делать выводы, давать обратную связь)

 

               На первый план в педагогическом процессе выносится сам процесс общения ученика и учителя, а не разнообразные технологии передачи знаний. Взаимоотношения рассматриваются как первичная материя, из которой строится вся система обучения и воспитания.

               В связи с этим остро встает вопрос о повышении профессиональной коммуникативной компетентности педагога.

  В связи с новыми требованиями педагогическое общение учителя с детьми не может проходить в авторитарном ключе. Современный учитель должен уметь организовать своё взаимодействие с учениками и детей с детьми так, чтобы процесс познания был творческим, позитивно мотивированным, ориентированным не только на конечный результат, но и на процесс саморазвития, приносил радость познания его участникам.

 

    Здесь существуют некоторые проблемы. Педагог- психолог  Галеева Н.Л., к.п.н., доцент, зам. зав. кафедрой управления образовательными системами МПГУ выяснила, что при мониторинге компетентности учителя, разработанный автором в рамках московской ГЭП, каждый раз именно коммуникативная компетентость «лидировала» при первичной самооценке учителем собственной компетентности, набирая минимум 9 из 10 баллов. В то же время эта позиция мониторинга давала самый большой процент случаев несоответствия между самооценкой учителя и экспертной оценкой. Подробный анализ такого явления показал, что дело не в сознательной завышенной самооценке учителя, как может показаться на первый взгляд, а в подмене понятий. Учителя оценивали  уровень  своей коммуникативной компетентности  с точки зрения собственной удовлетворенности процессом общения с детьми. И в определении педагогического общения как «целенаправленного результативного неразрушающего  взаимодействия в системе «учитель-ученик» большинство учителей осознавали только первые два слова как меру компетентности («я добиваюсь того, чего я хочу»), заменяя (чаще всего бессознательно) понятие «взаимодействие» на «воздействие».

Весомой составляющей коммуникативной компетентности педагога является его эмоциональная культура. Проблема эмоциональной саморегуляции – одна из важнейших психолого-педагогических проблем. Психологические нагрузки, получаемые учителем, приводят к развитию у него профессионального стресса. Результаты исследований показывают, что синдром «эмоционального выгорания» начинает проявляться у будущих педагогов еще в вузе. Профессиональный долг обязывает учителя принимать взвешенные решения, преодолевать раздражительность, отчаяние. Часто повторяющиеся неблагоприятные эмоциональные состояния приводят к закреплению отрицательных личностных качеств педагога: раздражительности, тревожности, пессимизма, что, в свою очередь, негативно сказывается на эффективности его деятельности и взаимоотношениях с детьми и коллегами. Нужно помнить, что негативное отношение к личности педагога часто переносится и на его предмет и на сам процесс учения. Говорят, что педагоги –  также очень тяжёлые в семейном общении люди. Но это совсем не так, если признать проблему  и постоянно работать над собой.

  Сенека говорил:» Власть над собой – самая высшая власть; порабощенность своими страстями – самое страшное рабство.»

«Учитель без улыбки – чужой человек среди учеников» – говорит Ш.А.Амонашвили.

   Осваивать технологии общения лучше всего в системе целенаправленных занятий, организованных  специалистами. Однако, как показывает практика, учитель, изучая даже в одиночку пособия  по общению, при желании может совершенствовать свою коммуникативную компетентность. Ведь технология общения состоит из  способов, приемов, которые учитель может испытать в семье, в общении со своими детьми,  с друзьями, коллегами.

   1). Замечание «от принца» к «принцу».  Умение сделать замечание так, чтобы не обидеть собеседника, но вызвать у него желание измениться в лучшую сторону, оказывается, не только искусство, но и наука. Вот схема трехтактного замечания с примером:

         Сначала  - не осуждающее описывание того, что не нравится учителю («когда я вижу, как ты вертишься»)


         Затем - описание отрицательного эффекта («а время, отведенное на работу, идет быстро и скоро закончится»)


         Сообщение о своих чувствах и эмоциях, относящихся к эффекту, а не к ребенку («я очень волнуюсь, что твоя работа останется непроверенной»).



3). Как разделить проблемы ученика и учителя.   Еще один технологичный прием, позволяющий  предупреждать и   разрешать конфликты, помогает учителю в осознании причин сложностей в общении с конкретным ребенком в определенной ситуации.


Прежде, чем решать, что и как делать, определите, чья это проблема – Ваша или ученика. Определить это просто, надо честно сказать себе – кому в этой ситуации реально плохо. Если ученик не работает на уроке, не слушает объяснений,  но он не страдает от этого, значит, это проблема учителя. Вот какими способами конфликтологи предлагают решать  проблемы учителя:

         Работать с учеником (делать замечания по типу  от «принца» к «принцу»).


         Работать со средой (изменять условия, организовать среду, окружающих. Чтобы решить проблему мусора в классе можно провести конкурс на… самую большую кучу мусора, которую ученики после урока выбрасывают в корзину).


         Работать с собой (верно выбирать тактику поведения,  а если Вы не знаете, как правильно повести себя в конкретной ситуации, лучше сделайте вид, что ситуация Вас не касается).


         Анализировать причину гнева (он вторичен всегда, первичны, как правило, злость и обида, а это самые неконструктивные основания для решения проблем).


Если же учитель видит, что ученик переживает сложную ситуацию, поэтому неадекватен на уроках, может нагрубить или «уходит в себя», то это признаки того, что   проблема принадлежит ученику. Тогда учитель  должен  использовать другой набор педагогических действий:

         Эффективное  слушание (безоценочные реплики, провоцирующие ребенка на высказывания, самоанализ);


         Использование «словаря принца» («может быть, как правило, иногда», стараться избегать употребления  таких слов, как «опять, как всегда все, никогда»);


         «Я – позиция» учителя (говорить только о своих эмоциях, чувствах, мнениях, не критикуя таковые у ребенка);


         Учить детей искать и анализировать свои проблемы (отличать факты, мнения и выводы, понимать, что можно и что нельзя изменить, формировать толерантность).

 

 

       Ещё одна очень важная линия педагогического общения – общение между собой  детей в классе. Позитивность и конструктивность этого общения не менее важны. А стиль  этого общения во многом зависит от учителя.

В учебных планах и планах воспитательной работы должно быть место и время для целенаправленного обучения детей коммуникативным навыкам. Психолог Галеева предлагает, например,  технологию предупреждения и разрешения конфликтов:

 В управлении общением умение предупреждать и   разрешать конфликты, пожалуй, одно из важнейших. Для предупреждения конфликтов важно уметь «договариваться на берегу»  о таких вещах, как, например, критерии отметок или  правила взаимодействия  на уроке. В  кабинете может висеть на стене плакат-договор с положениями, которые можно обсудить на первом уроке с каждым новым классом. Принимающие эти положения ученики в конце обсуждения подписывают этот договор (прямо на плакате), и впоследствии  остается только молча показать на нарушаемое условие договора, чтобы напомнить нарушителям о данном слове. Не всегда условия принимаются всеми, некоторым учащимся надо дать время для обдумывания (один ученик подписался на плакате только в январе, объяснив это тем, что проверял, как учитель  сам выполняет эти правила).

                                        Правила общения в кабинете.

 1. Когда говорю я – все слушают и стараются понять меня.

2. Когда говорит другой – я слушаю и стараюсь понять его.

3. Моё мнение так же важно, как и мнение моего собеседника.

4.. Нет мнений правильных и неправильных, есть мнения разные.

5. Я сам – и вместе со всеми.

Руководителем психологического центра «Точка Пси» М.Бетяновой был разработан курс обучающих занятий по  умению классифицировать и решать проблемы, встающие перед ребёнком.

1.     Проблемы, похожие на желе.

Чтобы решить проблему, нужно составить алгоритм действий и выполнить все действия последовательно и в правильном порядке.

(Пример: дети хотят вырастить цветок: продумать последовательность действий, выполнить их)

2.     Проблемы, похожие на мозаику.

Проблема состоит из нескольких частей. Она решится целиком, если решатся все её части.

(Пример: дети решили провести праздник. Распределяем роли: кто отвечает за составление меню, кто за программу праздника, кто за украшение класса и т.д)

3.     Проблема, похожая на снежинку.

Имеет много вариантов решения. Необходимо продуцировать все возможные решения ,выбрать лучшее.

(Пример: дети решили провести вместе один день каникул. Чтобы не поссориться при выборе возможностей его проведения, можно воспользоваться этим способом решения проблемы.)

4.     Проблемы, похожие на олимпийские кольца.

Люди не помогают друг другу, а играют только на достижение собственного результата.

(Пример: учитель сказала, что хорошие отметки ребята получат, если все ученики класса решат по пять задач. Если в классе есть несколько слабых учеников, это проблематично)

5.     Проблемы, похожие на притчу о слоне.

Возникают потому, что люди по-разному понимают значение слов и поступков. Нужно понять, что имеет в виду каждый собеседник и прийти к взаимопониманию.

(Ученик дома готовился к уроку. Ему и маме казалось, что он готов на «5», а учительница в школе поставила «4»)

Нет необходимости говорить о важности коммуникативных умений в общении с родителями. Главное в этом общении – взаимодействие с родителями как с союзниками для достижения общих целей.

Учитель играет важную роль и в линии общения детей с родителями. Если настроить родителей правильно, научить грамотно реагировать на учебные  и коммуникативные успехи и неудачи ребёнка, общение в семье будет оставаться радостным и позитивным, где все доверяют друг другу и знают, что сообща можно преодолеть все трудности. Пример – реакция детей на первые отметки, ссоры с друзьями и т.д.

Также важна такая линия общения, как учитель-администрация. Если администрация, провозглашая на словах ценность коммуникативной компетентности учителя, позитивного и творческого общения учителя и учеников в учебной деятельности, сама задаёт командно-административный стиль общения в педагогическом коллективе, странно ждать требуемых результатов. 

 В заключение желающим можем предложить тест на определение  уровня коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений.

 

                                                        Самодиагностика

Тест коммуникативных умений Михельсона
(адаптация Ю.З. Гильбуха)

Инструкция: Мы просим Вас внимательно прочитать каждую из описанных ситуаций и выбрать один вариант поведения в ней. Это должно быть наиболее характерное для Вас поведение, то, что Вы действительно делаете в таких случаях, а не то, что, по-вашему, следовало бы делать.

1.     Кто-либо говорит Вам: "Мне кажется, что Вы замечательный человек". Вы обычно в подобных ситуациях:
а) Говорите: "Нет, что Вы! Я таким не являюсь".
б) Говорите с улыбкой: "Спасибо, я действительно человек выдающийся".
в) Говорите: "Спасибо".
г) Ничего не говорите и при этом краснеете.
д) Говорите: "Да, я думаю, что отличаюсь от других и в лучшую сторону".

2.     Кто-либо совершает действие или поступок, которые, по Вашему мнению, являются замечательными. В таких случаях Вы обычно:
а) Поступаете так, как если бы это действие не было столь замечательным, и при этом говорите: "Нормально!"
б) Говорите: "Это было отлично, но я видел результаты получше".
в) Ничего не говорите.
г) Говорите: "Я могу сделать гораздо лучше".
д) Говорите: "Это действительно замечательно!"

3.     Вы занимаетесь делом, которое Вам нравится, и думаете, что оно у Вас получается очень хорошо. Кто-либо говорит: "Мне это не нравится!" Обычно в таких случаях Вы:
а) Говорите: "Вы - болван!"
б) Говорите: "Я все же думаю, что это заслуживает хорошей оценки".
в) Говорите: "Вы правы", хотя на самом деле не согласны с этим.
г) Говорите: "Я думаю, что это выдающийся уровень. Что Вы в этом понимаете".
д) Чувствуете себя обиженным и ничего не говорите в ответ.

4.     Вы забыли взять с собой какой-то предмет, а думали, что принесли его, и кто-то говорит Вам: "Вы такой растяпа! Вы забыли бы и свою голову, если бы она не была прикреплена к плечам". Обычно Вы в ответ:
а) Говорите: "Во всяком случае, я толковее Вас. Кроме того, что Вы в этом понимаете!"
б) Говорите: "Да, Вы правы. Иногда я веду себя как растяпа".
в) Говорите: "Если кто-либо растяпа, то это Вы".
г) Говорите: "У всех людей есть недостатки. Я не заслуживаю такой оценки только за то, что забыл что-то".
д) Ничего не говорите или вообще игнорируете это заявление.

5.     Кто-либо, с кем Вы договорились встретиться, опоздал на 30 минут, и это Вас расстроило, причем человек этот не дает никаких объяснений своему опозданию. В ответ Вы обычно:
а) Говорите: "Я расстроен тем, что Вы заставили меня столько ожидать".
б) Говорите: "Я все думал, когда же Вы придете".
в) Говорите: "Это был последний раз, когда я заставил себя ожидать Вас".
г) Ничего не говорите этому человеку.
д) Говорите: "Вы же обещали! Как Вы смели так опаздывать!"

6.     Вам нужно, чтобы кто-либо сделал для Вас одну вещь. Обычно в таких случаях Вы:
а) Никого ни о чем не просите.
б) Говорите: "Вы должны сделать это для меня".
в) Говорите: "Не могли бы Вы сделать для меня одну вещь?", после этого объясняете суть дела.
г) Слегка намекаете, что Вам нужна услуга этого человека.
д) Говорите: "Я очень хочу, чтобы Вы сделали это для меня".

7.     Вы знаете, что кто-то чувствует себя расстроенным. Обычно в таких ситуациях Вы:
а) Говорите: "Вы выглядите расстроенным. Не могу ли я помочь?"
б) Находясь рядом с этим человеком, не заводите разговора о его состоянии.
в) Говорите: "У Вас какая-то неприятность?"
г) Ничего не говорите и оставляете этого человека наедине с собой.
д) Смеясь, говорите: "Вы просто как большой ребенок!"

8.     Вы чувствуете себя расстроенным, а кто-либо говорит: "Вы выглядите расстроенным". Обычно в таких ситуациях Вы:
а) Отрицательно качаете головой или никак не реагируете.
б) Говорите: "Это не Ваше дело!"
в) Говорите: "Да, я немного расстроен. Спасибо за участие".
г) Говорите: "Пустяки".
д) Говорите: "Я расстроен, оставьте меня одного".

9.     Кто-либо порицает Вас за ошибку, совершенную другими. В таких случаях Вы обычно:
а) Говорите: "Вы с ума сошли!"
б) Говорите: "Это не моя вина. Эту ошибку совершил кто-то другой".
в) Говорите: "Я не думаю, что это моя вина".
г) Говорите: "Оставьте меня в покое, Вы не знаете, что Вы говорите".
д) Принимаете свою вину или не говорите ничего.

10.  Кто-либо просит Вас сделать что-либо, но Вы не знаете, почему это должно быть сделано. Обычно в таких случаях Вы:
а) Говорите: "Это не имеет никакого смысла, я не хочу это делать".
б) Выполняете просьбу и ничего не говорите.
в) Говорите: "Это глупость; я не собираюсь этого делать".
г) Прежде чем выполнить просьбу, говорите: "Объясните, пожалуйста, почему это должно быть сделано".
д) Говорите: "Если Вы этого хотите...", после чего выполняете просьбу.

11.  Кто-то говорит Вам, что по его мнению, то, что Вы сделали, великолепно. В таких случаях Вы обычно:
а) Говорите: "Да, я обычно это делаю лучше, чем большинство других людей".
б) Говорите: "Нет, это не было столь здорово".
в) Говорите: "Правильно, я действительно это делаю лучше всех".
г) Говорите: "Спасибо".
д) Игнорируете услышанное и ничего не отвечаете.

12.  Кто-либо был очень любезен с Вами. Обычно в таких случаях Вы:
а) Говорите: "Вы действительно были очень любезны по отношению ко мне".
б) Действуете так, будто этот человек не был столь любезен к Вам, и говорите: "Да, спасибо".
в) Говорите: "Вы вели себя в отношении меня вполне нормально, но я заслуживаю большего.
г) Игнорируете этот факт и ничего не говорите.
д) Говорите: "Вы вели себя в отношении меня недостаточно хорошо".

13.  Вы разговариваете с приятелем очень громко, и кто-либо говорит Вам: "Извините, но Вы ведете себя слишком шумно". В таких случаях Вы обычно:
а) Немедленно прекращаете беседу.
б) Говорите: "Если Вам это не нравится, проваливайте отсюда".
в) Говорите: "Извините, я буду говорить тише", после чего ведется беседа приглушенным голосом.
г) Говорите: "Извините" и прекращаете беседу.
д) Говорите: "Все в порядке" и продолжаете громко разговаривать.

14.  Вы стоите в очереди, и кто-либо становится впереди Вас. Обычно в таких случаях Вы:
а) Негромко комментируете это, ни к кому не обращаясь, например: "Некоторые люди ведут себя очень нервно".
б) Говорите: "Становитесь в хвост очереди!"
в) Ничего не говорите этому типу.
г) Говорите громко: "Выйди из очереди, ты, нахал!"
д) Говорите: "Я занял очередь раньше Вас. Пожалуйста, станьте в конец очереди".

15.  Кто-либо делает что-нибудь такое, что Вам не нравится и вызывает у Вас сильное раздражение. Обычно в таких случаях Вы:
а) Выкрикиваете: "Вы болван, я ненавижу Вас!"
б) Говорите: "Я сердит на Вас. Мне не нравится то, что Вы делаете".
в) Действуете так, чтобы повредить этому делу, но ничего этому типу не говорите.
г) Говорите: "Я рассержен. Вы мне не нравитесь".
д) Игнорируете это событие и ничего не говорите этому типу.

16.  Кто-либо имеет что-нибудь такое, чем Вы хотели бы пользоваться. Обычно в таких случаях Вы:
а) Говорите этому человеку, чтобы он дал Вам эту вещь.
б) Воздерживаетесь от всяких просьб.
в) Отбираете эту вещь.
г) Говорите этому человеку, что Вы хотели бы пользоваться данным предметом, и затем просите его у него.
д) Рассуждаете об этом предмете, но не просите его для пользования.

17.  Кто-либо спрашивает, может ли он получить у Вас определенный предмет для временного пользования, но так как это новый предмет, Вам не хочется его одалживать. В таких случаях Вы обычно:
а) Говорите: "Нет, я только что достал его и не хочу с ним расставаться; может быть когда-нибудь потом".
б) Говорите: "Вообще-то я не хотел бы его давать, но Вы можете попользоваться им".
в) Говорите: "Нет, приобретайте свой!"
г) Одалживаете этот предмет вопреки своему нежеланию.
д) Говорите: "Вы с ума сошли!"

18.  Какие-то люди ведут беседу о хобби, которое нравится и Вам, и Вы хотели бы присоединиться к разговору. В таких случаях Вы обычно:
а) Не говорите ничего.
б) Прерываете беседу и сразу же начинаете рассказывать о своих успехах в этом хобби.
в) Подходите поближе к группе и при удобном случае вступаете в разговор.
г) Подходите поближе и ожидаете, когда собеседники обратят на Вас внимание.
д) Прерываете беседу и тотчас начинаете говорить о том, как сильно Вам нравится это хобби.

19.  Вы занимаетесь своим хобби, а кто-либо спрашивает: "Что Вы делаете?" Обычно Вы:
а) Говорите: "О, это пустяк". Или: "Да ничего особенного".
б) Говорите: "Не мешайте, разве Вы не видите, что я занят?"
в) Продолжаете молча работать.
г) Говорите: "Это совсем Вас не касается".
д) Прекращаете работу и объясняете, что именно Вы делаете.

20.  Вы видите споткнувшегося и падающего человека. В таких случаях Вы:
а) Рассмеявшись, говорите: "Почему Вы не смотрите под ноги?"
б) Говорите: "У Вас все в порядке? Может быть я что-либо могу для Вас сделать?"
в) Спрашиваете: "Что случилось?"
г) Говорите: "Это все колдобины в тротуаре".
д) Никак не реагируете на это событие.

21.  Вы стукнулись головой о полку и набили шишку. Кто-либо говорит: "С Вами все в порядке?" Обычно Вы:
а) Говорите: "Я прекрасно себя чувствую. Оставьте меня в покое!"
б) Ничего не говорите, игнорируя этого человека.
в) Говорите: "Почему Вы не занимаетесь своим делом?"
г) Говорите: "Нет, я ушиб свою голову, спасибо за внимание ко мне".
д) Говорите: "Пустяки, у меня все будет о'кей".

22.  Вы допустили ошибку, но вина за нее возложена но кого-либо другого. Обычно в таких случаях Вы:
а) Не говорите ничего.
б) Говорите: "Это их ошибка!"
в) Говорите: "Эту ошибку допустил Я".
г) Говорите: "Я не думаю, что это сделал этот человек".
д) Говорите: "Это их горькая доля".

23.  Вы чувствуете себя оскорбленным словами, сказанными кем-либо в Ваш адрес. В таких случаях Вы обычно:
а) Уходите прочь от этого человека, не сказав ему, что он расстроил Вас.
б) Заявляете этому человеку, чтобы он не смел больше этого делать.
в) Ничего не говорите этому человеку, хотя чувствуете себя обиженным.
г) В свою очередь оскорбляете этого человека, называя его по имени.
д) Заявляете этому человеку, что Вам не нравится то, что он сказал, и что он не должен этого делать снова.

24.  Кто-либо часто перебивает, когда Вы говорите. Обычно в таких случаях Вы:
а) Говорите: "Извините, но я хотел бы закончить то, о чем рассказывал".
б) Говорите: "Так не делают. Могу я продолжить свой рассказ?"
в) Прерываете этого человека, возобновляя свой рассказ.
г) Ничего не говорите, позволяя другому человеку продолжать свою речь.
д) Говорите: "Замолчите! Вы меня перебили!"

25.  Кто-либо просит Вас сделать что-либо, что помешало бы Вам осуществить свои планы. В этих условиях Вы обычно:
а) Говорите: "Я действительно имел другие планы, но я сделаю то, что Вы хотите.
б) Говорите: "Ни в коем случае! Поищите кого-нибудь еще".
в) Говорите: "Хорошо, я сделаю то, что Вы хотите".
г) Говорите: "Отойдите, оставьте меня в покое".
д) Говорите: "Я уже приступил к осуществлению других планов. Может быть, когда-нибудь потом".

26.  Вы видите кого-либо, с кем хотели бы встретиться и познакомиться. В этой ситуации Вы обычно:
а) Радостно окликаете этого человека и идете ему навстречу.
б) Подходите к этому человеку, представляетесь и начинаете с ним разговор.
в) Подходите к этому человеку и ждете, когда он заговорит с Вами.
г) Подходите к этому человеку и начинаете рассказывать о крупных делах, совершенных Вами.
д) Ничего не говорите этому человеку.

27.  Кто-либо, кого Вы раньше не встречали, останавливается и окликает Вас возгласом "Привет!" В таких случаях Вы обычно:
а) Говорите: "Что Вам угодно?"
б) Не говорите ничего
в) Говорите: "Оставьте меня в покое".
г) Произносите в ответ "Привет!", представляетесь и просите этого человека представиться в свою очередь.
д) Киваете головой, произносите "Привет!" и проходите мимо.

Данный тест представляет собой разновидность теста достижений, то есть построен по типу задачи, у которой есть правильный ответ. В тесте предполагается некоторый эталонный вариант поведения, который соответствует компетентному, уверенному, партнерскому стилю. Степень приближения к эталону можно определить по числу правильных ответов. Неправильные ответы подразделяются на неправильные "снизу" (зависимые) и неправильные "сверху" (агрессивные). Опросник содержит описание 27 коммуникативных ситуаций. К каждой ситуации предлагается 5 возможных вариантов поведения. Надо выбрать один, присущий именно ему способ поведения в данной ситуации. Нельзя выбирать два или более вариантов или приписывать вариант, не указанный в опроснике. Авторами предлагается ключ, с помощью которого можно определить, к какому типу реагирования относится выбранный вариант ответа: уверенному, зависимому или агрессивному. В итоге предлагается подсчитать число правильных и неправильных ответов в процентном отношении к общему числу выбранных ответов.

Все вопросы разделены авторами на 5 типов коммуникативных ситуаций:
- ситуации, в которых требуется реакция на положительные высказывания партнера (вопросы 1, 2, 11, 12)
- ситуации, в которых подросток (старшеклассник) должен реагировать на отрицательные высказывания (вопросы 3, 4, 5, 15, 23, 24)
- ситуации, в которых к подростку (старшекласснику) обращаются с просьбой (вопросы 6, 10, 14, 16, 17, 25)
- ситуации беседы (13, 18, 19, 26, 27)
- ситуации, в которых требуется проявление эмпатии (понимание чувств и состояний другого человека (вопросы 7, 8, 9, 20, 21, 22).

Обработка и анализ результатов:

Отметьте, какой способ общения Вы выбрали (зависимый, компетентный, агрессивный) в каждой предложенной ситуации в соответствии с ключом. Проанализируйте результаты: какие умения у Вас сформированы, какой тип поведения преобладает?

Блоки умений:

1.     Умение оказывать и принимать знаки внимания (комплименты) от сверстника - вопросы 1, 2, 11, 12.

2.     Реагирование на справедливую критику - вопросы 4, 13.

3.     Реагирование на несправедливую критику - вопросы 3, 9.

4.     Реагирование на задевающее, провоцирующее поведение со стороны собеседника - вопросы 5, 14, 15, 23, 24.

5.     Умение обратиться к сверстнику с просьбой - вопросы 6, 16.

6.     Умение ответить отказом на чужую просьбу, сказать "нет" - вопросы 10, 17, 25.

7.     Умение самому оказать сочувствие, поддержку - вопросы 7, 20.

8.     Умение самому принимать сочувствие и поддержку со стороны сверстников - вопросы 8, 21.

9.     Умение вступить в контакт с другим человеком, контактность - вопросы 18, 26.

10.  Реагирование на попытку вступить с тобой в контакт - вопросы 19, 27.

КЛЮЧИ

 

зависимые

компетентные

агрессивные

1

АГ

БВ

Д

2

АВ

Д

БГ

3

ВД

Б

АГ

4

БД

Г

АВ

5

Г

АБ

ВД

6

АГ

ВД

Б

7

БГ

АВ

Д

8

АГ

В

БД

9

Д

БВ

АГ

10

БД

Г

АВ

11

БД

Г

АВ

12

БГ

А

ВД

13

АГ

В

БД

14

АВ

Д

БГ

15

ВД

Б

АГ

16

БД

Г

АВ

17

Г

АБ

ДВ

18

АГ

В

БД

19

АВ

Д

БГ

20

ГД

БВ

А

21

Б

ГД

АВ

22

А

ВГ

БД

23

АВ

Д

БГ

24

Г

АБ

ВД

25

В

АД

БГ

26

ВД

АБ

Г

27

БД

АГ

В


 

Обновления в разделе "Родителям"

Обновления в разделе "Родителям"

Новые полезные статьи

Добавлены новые материалы в разделы для родителей и учителей

Новая статья в разделе для учителей

Добавлены новые материалы для учителей

Новые материалы

Добавлены новые полезные статьи в разделе для родителей

Повышение квалификации

Повышение квалификации