Как помочь первокласснику адаптироваться к школе?

(собрание для родителей)

Адаптация в целом длится от двух до шести месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей первоклассника.

Физиологическая адаптация

Это значит, что организм ребёнка должен привыкнуть работать в новом режиме. С приходом в школу, у детей резко сокращается двигательная активность. А что такое двигательная активность для ребенка? Это его нормальный рост, развитие.

А как же уроки физической культуры, разве их мало?

Да, физкультура – дело полезное, необходимое, НО даже два  часа физкультуры и час ритмики, которые стоят в учебном плане Прогимназии, компенсируют лишь около 10% необходимой двигательной активности детей.

Как же выйти из положения?

Прививать ребенку культуру активного отдыха: СЛАЙД пусть он проводит свободное время не у телевизора, а в движении. Запишите его в бассейн, приучите к совместным утренним пробежкам, к прогулкам перед сном - все это пойдет ему на пользу и поможет предотвратить многие заболевания.

Психологическая адаптация. СЛАЙД

Поступление в школу, как известно, – это стресс, ведь происходит кардинальная смена окружающей обстановки. И это не может не отразиться на состоянии и поведении ребёнка. Кто-то переживает процесс адаптации легко и почти безболезненно, а у кого-то бывают проблемы.

Вот, например, бывает, что дитя начинает грубить, проявлять агрессивность, чего за ним раньше никогда не замечалось. Что можно часто слышать от мам?

«Я, говорит, теперь школьник, ты мне не указ. Я теперь учительницу только слушаю. Скажет она мыть посуду - буду мыть, а ты мной не командуй!»

Если мама даст себе волю обидеться, начнет ставить на своем и решать вопрос: "кто кого?", ничего доброго в ответ ребенок от мамы не услышит: Какая реакция наиболее распространённая?

«- Ты как с матерью разговариваешь? Ишь, разошелся!»

Да нет, не разошелся. Возможно, просто хочет  вернуться туда, где он был маленьким, где папа-мама заключали в себе весь мир, где любили и наказывали за простые, понятные вещи и был понятен и определен статус каждого в семье. Назад, в беззаботное детство!

 

Так что же, терпеть дерзость?

Нет, конечно. Как следует отреагировать:

«- Мне неприятно, когда ты кричишь. Постарайся успокоиться, и я с удовольствием поговорю с тобой.»

или

«- Когда ты так кричишь, мне очень трудно говорить с тобой, я слышу звук, но не понимаю, что ты хочешь сказать. Давай попробуем успокоиться и поговорить тихо.»

То есть, не унижая личности ребенка, мы добиваемся добронравного поведения. При этом стресс, в котором пребывает ребёнок, не усиливается, атмосфера не нагнетается. Возможно, многим знакомы эти приёмы, они подробно описаны в литературе, например Юлией Борисовной Гиппенрейтер. Кто ещё не знаком с её книгами – очень советую ознакомиться.

Вообще существует два вида воздействий на ребёнка. Т.н. мурашки и ласковушки.

Мурашки - это любые действия, слова, от которых делается плохо, горько, больно и неуютно. Окрик, шлепок, равнодушное "что-что?", ироничное замечание, просто замечание.

Ласковушки - это то, от чего делается хорошо, приятно. Поощрение, одобрение, радость от твоего присутствия. И еще, как ни странно, - просто констатация факта, что родители тебя видят. Как это? Очень просто. Дочка читает книжку. Входит мама и, не останавливаясь, мимоходом полуспрашивает-полуутверждает: "Что, "Колобка" перечитываешь?" И все, пошла мимо. Казалось бы, пустая фраза, риторический вопрос. А дочка слышит в нем: "Я тебя вижу. Я заметила, что у тебя в руках "Колобок". Я рада, что ты есть на свете. Иду делать свои дела, а потом мы с тобой почитаем вместе". Правда, неожиданно? Или сын строит в своей комнате из " Лего", а папа заскакивает на секунду перед уходом: "О, Игорь, замок-то уже подрос". И Игорь понимает, что папа его видит, помнит о том, каким был замок вчера и вообще заметил их существование - и сына и его постройки.

В школе дитя может вести себя идеально, чаще всего так и бывает. На три-четыре часа, пока идут уроки, он концентрируется, держит нагрузку, как Атлант небо. А дома, где и стены помогают, где все родное, знакомое, где его любят, он может и должен расслабиться - это нормально.

Как же ему помочь?

- Станем заниматься с ребенком тем, что ему интересно. Катать машинки, строить из конструктора, читать вслух интересную книжку. Посмотрим вместе добрый старый мультик. Отправимся гулять, ведь стоит сентябрь, прекрасная золотая осень. Только не нужно "отдыхать" вместе у компьютера - это дополнительная нагрузка на напряженную сейчас нервную систему ребенка. Да и буйные игры " в войнушку" с папой ограничим пока десятью-пятнадцатью минутами. Словом, потише, поспокойнее, поинтереснее.

 

Обновления в разделе "Родителям"

Обновления в разделе "Родителям"

Новые полезные статьи

Добавлены новые материалы в разделы для родителей и учителей

Новая статья в разделе для учителей

Добавлены новые материалы для учителей

Новые материалы

Добавлены новые полезные статьи в разделе для родителей

Повышение квалификации

Повышение квалификации