Новый Образовательный Стандарт

 

О новом образовательном стандарте

 

С 1 сентября 2011 г. все российские школы перешли на новые Стандарты начального общего образования. Федеральный государственный стандарт второго поколения утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. №373.

 

Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования (ФГОС НОО) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

 


 

 В чём отличие нового стандарта от старого?

 

 

 

Принципиальное отличие нового стандарта заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна прежде всего личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.

 

 

В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи. Прежде всего, в зависимости от задач, с которыми предстоит столкнуться непосредственно школьнику и выпускнику во взрослой жизни, и разрабатывался новый образовательный стандарт. Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД). Овладение УУД дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

 

 

Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое.

 

 

 Полную информацию по ФГОС НОО мы можете получить на сайте http://standart.edu.ru

 

 

 

 

 

 

Также предлагаю Вам ознакомиться с таблицей, в которой наглядно отражены  отличия стандартов первого поколения от новых образовательных стандартов

 

 

Стандарт 2004

Линии сравнения

ФГОС

Цели образования:

  • развитиеличности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;
  • воспитаниенравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;
  • освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;
  • охранаи укрепление физического и психического здоровья детей;
  • сохранениеи поддержка индивидуальности ребенка.

 

Цели

Развитие личностиобучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника.

«Портрет

выпускника начальной школы»:

любящий свой народ, свой край и свою Родину;

уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

 

В образовательном стандарте первого поколения приведены:

  • ОУУН и способы деятельности, которыми должен овладеть ученик,
  • система требований к содержанию обучения по учебному предмету, включающая:

 

  1. Целиизучения учебного предмета;
  2. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ по данному учебному предмету;
  3. Требования к уровню подготовки выпускников по данному учебному предмету.

 

Структура  стандарта

ФГОС  включает в себя требования:

  • к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
  • к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
  • к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

 

Стандарт ориентирован на достижение результатов образования через реализацию

  1. требований к формированию ОУУН и способов деятельности;
  2. требований к уровню подготовки выпускников по каждому учебному предмету.

 

Планируемые  результаты освоения

К числу планируемых результатов освоения  ООП отнесены:

  • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы и др.;
  • метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
  • предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению.

 

Отражены в  развивающих и воспитательных целях образования:

  • развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;
  • воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;
  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.

 

Планируемые личностные результаты

ФГОС ориентирует на достижение личностных результатов освоения ООП НОО, которыедолжны отражать:

1) формирование основ российской гражданской идентичности,  чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,  осознание своей этнической и национальной принадлежности;  формирование ценностей многонационального российского общества;  становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов,  культур и религий;

  1. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  2. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  3. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  4. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  5. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  6. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9)   развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10)   формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,  наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 

Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности.

  • Познавательная деятельность (наблюдение объектов окружающего мира, опыты, работа с информацией, работа со знаковыми, графическими моделями, умение решать творческие задачи…)

 

 

  • Речевая деятельность и работа с информацией (работа с учебными, художественными, научно-популярными текстами , участие в диалоге, передача, поиск, хранение информации …)

 

 

  • Организация деятельности (выполнение инструкций, следование образцу и простейшим алгоритмам, определение способов контроля и оценки деятельности, учебное сотрудничество …)

 

 

Планируемые  метапредметные результаты

ФГОС ориентирует на метапредметные результаты освоения ООП НООотражают:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  5. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  6. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  7. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8)    использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать  (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9)   овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

  1. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  2. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  3. определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  4. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
  5. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
  6. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  7. умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

 

Образовательные стандарты первого поколения по учебному предмету включают:

  1. Цели изучения учебного предмета;
  2. Требования к уровню подготовки выпускников по данному учебному предмету, включающие систему ЗУН и опыта осуществления разнообразных видов деятельности (что в результате изучения данного учебного предмета учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни).

Планируемые предметные результаты

Планируемые результаты освоения ООП НОО

1) обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения ООП НОО;

Предметные результаты освоения ООП НОО отражают: 

  1. цели учебного предмета;
  2. систему Требований к результатам, которая  показывает, какими именно действиями (познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными), преломленными через специфику содержания данного предмета, овладеют учащиеся в ходе образовательного процесса.

 

Нет в стандарте.

Оценка достижения планируемых результатов

ФГОС указывает на необходимость системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Итоговая оценка освоения ООП НОО направлена на оценку достижения обучающимися планируемых результатов.

Результаты итоговой оценки используются для принятия решения о переводе обучающихся на следующую ступень общего образования.

Предметом итоговой оценки должно быть достижение предметных и метапредметных результатов, необходимых для продолжения образования.

В итоговой оценке должны быть выделены две составляющие:

  • результаты промежуточной аттестации обучающихся,отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении планируемых результатов;

результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения обучающимися основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования.

Обучающиеся, успешно завершившие начальное общее образование (выполняющие в полном объеме требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу), продолжают обучение на ступени основного общего образования.

 

Стандарт является основой объективной оценки уровня образования обучающихся на ступени начального общего образования.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования составляет четыре года.

 

 

 

 

 

 

 

Использование нового оборудования в работе

педагога-психолога

PERTRA. Набор психолога. Используется как во время групповых развивающих занятий, так и в процессе индивидуальной работы.

Игровой набор 1 Konstruktion
(Пространство на плоскости)

Располагая элементы дороги на доске-основе, можно «проложить» улицы и организовать движение «транспорта». При этом развивается восприятие положения в пространстве и взаимосвязи пространственных объектов. Во время «проезда» по улицам вырабатываются содружественные движения глаз и рук.

 

Игровой набор 2 Klassifi kation
(Упорядочение элементов)

Раскладывая разноцветные детали, дети раз за разом получают новые виды геометрических фигур. Они обнаруживают, что из одних и тех же деталей можно создавать разные фигуры, учатся различать основные геометрические формы.

 

Игровой набор 3 Diskrimnation
(Одинаковое и разное)


Умение выявлять признаки и классифицировать объекты – важнейшая предпосылка любой деятельности. Сортируя бусины, дети определяют их сходство и различие по цвету, размеру и форме.

 

Игровой набор 4 Relation
(Пространство и преобразования)


Через осознание взаимного расположения трехмерных фигур воспринимаются пространственные взаимосвязи, сходство и различие фигур. Можно изучать сходство и различие как плоских, так и пространственных объектов.

 

Игровой набор 5 Grafomotorik
(От каракуль к каллиграфии)


В процессе строительства и эксплуатации «дороги и транспортных развязок» ребенок проходит через все этапы развития графомоторики: грубую и тонкую координацию движений и выработку автоматических навыков письма.

Упражнения с дорожками развивают содружественные движения глаза и руки, столь необходимые при овладении письмом.

 

Игровой набор 6 Handgeschiklichkeit
(От хватания к схватыванию)

Освоение всех видов хватательных движений – основа дальнейшего развития ребенка. Наличие в комплекте специальной доски-основы позволяет прорабатывать такие математические понятия, как количество, больше-меньше и др. С Игровым набором 6 используется доска-основа с 280 отверстиями.

 

Игровой набор 7 (Mathematik)
(Начальные математические знания)

Элементы этого набора помогут отработать необходимые математические навыки – сравнение, классификацию, пересчет, определение количества и выполнение вычислений; представления о числе, множестве, составе числа.

 

 

НАПОЛЬНЫЕ ИГРЫ

Перечисленное оборудование широко используется в специально организованных развивающих групповых занятиях, во время занятий с детьми в группе продлённого дня, а также во время перемен.

Кочки на болоте. Игровые упражнения позволяют ребенку осознать схему собственного тела, понять принцип и научиться сохранять равновесие с помощью балансировки, развивают координацию движений.

 

Черепаха. Игровое пособие развивает координацию движений, эмоционально-волевую сферу.

 

Сенсино. Игра развивает тактильное восприятие ребенка, зрительную и тактильную память, способствует автоматизации навыка распознавания геометрических форм, позволяет развивать коммуникативные навыки.

 

Гонщик. Игра предназначена для развития навыка ориентироваться в пространстве, усвоения понятий «лево-право», «вверх-вниз», «симметрия». Она развивает умение различать цвета, вырабатывает навык следования вербальной или графической инструкции, самоконтроль.

 

Сырный ломтик. В игре развивается координация движения рук, понимание принципа балансировки и пространственных отношений: «влево-вправо», «вверх-вниз», умение различать и соотносить геометрические размеры и формы. Игра способствует развитию внимания, терпения.

 

НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ

Настольные игры используются в индивидуальной работе с обучающимис, а также при работе с малыми группами в ходе развивающих психологических занятий.

 

Формидо. Игра развивает чувство симметрии, зрительную память, навык следования инструкции, творческое и воссоздающее воображение. Работа с деталями набора позволяет развивать пространственную ориентацию, восприятие и различение цвета, формы, размера деталей, формирует навык разделения предметов на составные части и соединения деталей в целое.

 

Магнитный лабиринт. Игра развивает мелкую моторику, в том числе координацию и движений пальцев, является хорошим помощником при овладении письмом, воспитывает усидчивость, аккуратность, внимание.

 

Пассадо. Игра развивает мелкую моторику, умение концентрировать и распределять внимание, быстроту реакции, ловкость, а также стратегическое мышление, зрительную память, координацию движений. Работа с пособием способствует формированию быстрой и точной реакции, вырабатывает терпение, аккуратность, стремление довести начатое дело до конца.

Подуй на шарик. Продвижение шарика по доске может осуществляться выдыхаемым игроком воздухом или толчком указательного пальца. Игроки должны научиться управлять своим дыханием, соотносить силу выдоха с расстоянием до выбранного углубления на доске. Другой вариант игры позволяет развивать мелкую моторику пальцев путем уравнове­шивания силы толчка с желаемым расстоянием продвижения шарика по доске.

Кубики Никитина. Несколько вариантов. Развитие мышления.

Обновления в разделе "Родителям"

Обновления в разделе "Родителям"

Новые полезные статьи

Добавлены новые материалы в разделы для родителей и учителей

Новая статья в разделе для учителей

Добавлены новые материалы для учителей

Новые материалы

Добавлены новые полезные статьи в разделе для родителей

Повышение квалификации

Повышение квалификации